Инклюзивное образование
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ-школе №52 г.Орла
Общие сведения об организация доступной среды
Статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ребенку устанавливает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия: МБУ «Городской образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла», 302020, г. Орел, ул. Плещеевская, 18, т.41-85-23).
Статус «Инвалид» устанавливает МСЭ (медико-социальная экспертиза)
В рекомендациях ПМПК определяется вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ, формулируются специальные условия образования (СОУ).
МСЭ прописывает ИПР (индивидуальный план реабилитации) для ребенка-инвалида.
С учетом данных заключений (рекомендаций) школа организует обучение данных категорий обучающихся.
Содержание и организацию образовательной деятельности на различных уровнях общего образования определяет Адаптированная основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования (АООП НОО, АООП ООО, АООП СОО) для каждой категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
Модель предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ в МБОУ-школе №52 г.Орла:
Модель инклюзивного организуется на всех уровнях общего образования, предусматривает:
- обучение совместно с обучающимися без ограничений по здоровью,
- обучение по индивидуальным образовательным программам, в том числе на дому.
Предусмотрена возможность перехода учащихся с ОВЗ с одного варианта АООП на другой.
Контингент обучающихся с ОВЗ МБОУ-школе №52 г.Орла в 2022-2023 учебном году
На уровне начального общего образования
- обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, вариант 5.1.) – 23 обучающихся,
- задержкой психического развития (ЗПР, вариант 7.1) – 4 обучающихся.
на уровне основного общего образования
- обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) – 14 обучающихся,
- нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) – 1 обучающийся,
- слабовидящие обучающиеся – 1 обучающийся.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта
В образовательном процессе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов используются учебные кабинеты и помещения школы.
Наличие специально оборудованных помещений для специалистов
Специалисты |
Отдельный кабинет специалиста |
Примечание |
Учитель-логопед |
Логопункт 1 |
За каждым классом АООП НОО, ООО закреплен кабинет, в котором специалист также может проводить групповые занятия |
Логопункт 2 |
||
Педагог-психолог |
Кабинет педагога-психолога |
|
Социальный педагог |
Кабинет социального педагога |
Библиотека (ШИБЦ)
Библиотека – это школьный информационно-библиотечный центр школы, который обеспечивает информационно-библиотечное сопровождение реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных основных общеобразовательных программ школы, а также организацию комплексного информационно-библиотечного обслуживания участников образовательных отношений, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Имеются печатные издания, периодическая литература, методические пособия, выход в интернет.
Педагог-библиотекарь оказывает поддержку (консультативной, практической, индивидуальной, групповой, массовой) пользователям ШИБЦ в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности.
В 2022 году в школе продолжается активное формирование библиотечного фонда, так фонд учебной литературы составил 13465 экземпляров, художественной – 693, справочной – 56, все обучающиеся были обеспечены учебной литературой.
В школе работает ШИЦ. Помещение ШИБЦ разделено на зоны, позволяющие организовать разнообразную работу с источниками информации:
- читальный зал (зона для самостоятельной работы для педагогов, обучающихся, родителей, оснащённая компьютерами с выходом в Интернет);
- зона для организации тематических выставок и экспозиций;
- профориентационная зона (пространство с постоянными и сменными информационными стендами);
- абонементная зона (пространство для получения информационных ресурсов во временное пользование);
Организационная зона (пространство вмещает в себя удобные кресла, экран, проектор, используется для проведения занятий внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий с обучающимися, информационно-методических мероприятий для педагогов).
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для всех категорий обучающихся с ОВЗ разработаны и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы
На уровне начального общего образования:
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1),
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1).
На уровне основного общего образования:
адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА
адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР,
адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся.
Для обучающихся с ОВЗ при реализации АООП обеспечиваются в рамках внеурочной деятельности реализуется коррекционно-развивающая область не менее 5 часов в зависимости от варианта АООП.
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Занятия проводят учителя и специалисты школы (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог).
На постоянной основе работает школьный психолого-педагогический консилиум (ППк), который является основным механизмом взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Персональный состав которого ежегодно утверждается приказом директора школы.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений обеспечивается наличием необходимых специалистов:
- • учителя-логопеды,
- • педагоги-психологи,
- • социальный педагог.
Укомплектованность необходимыми кадрами составляет 100%.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание
В МБОУ-школе №52 г.Орла имеется необходимая архитектурная среда и проведено обеспечение техническими средствами комфортной доступности к образованию:
- наличие наружных пандусов,
- оборудованы специализированных санитарно-гигиенических помещений.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата выделены специальные участки. Для граждан с нарушениями слуха, зрения и умственного развития обеспечена условная доступность объекта, помощь сотрудника организации на объекте.
Специальные условия питания обучающихся
Питание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организуется в столовой (117 мест), имеется буфет.
Обучающиеся ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды обеспечиваются бесплатным горячим двухразовым питанием.
Качество эстетического оформления залов приема пищи удовлетворительное, обеспечены гигиенические условия перед приемом пищи; приготовление пищи осуществляется из продуктов и полуфабрикатов по заключенным договорам; хранение продуктов организовано в соответствии с санитарными нормами; имеется двухнедельное меню, утвержденное руководителем образовательной организации; питьевой режим обучающихся организован с использованием бутилированной воды через стационарный раздатчик воды.
Специальные условия охраны здоровья обучающихся
Учебная, внеучебная нагрузки, режим и расписание учебных занятий и продолжительности каникул, условия обучения соответствую требованиям Санитарных норм и правил для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение организовано в 1 смену, максимальная учебная нагрузка не превышает допустимую. Расписание уроков соответствует установленным требованиям, продолжительность урока – 40 минут, за исключением первого класса (1 полугодие). Две перемены по 20 минут позволяли организовать питание учащихся. После перерыва не менее 30 минут организована внеурочная деятельность, включая занятия коррекционно-развивающей области.
Созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, в том числе использование здоровьесберегающих технологий, для занятия ими физической культурой и спортом. В рамках плана воспитательной работы ведется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда.
Ведется работа по профилактике и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Педагогические работников обучены навыкам оказания первой помощи.
При реализации образовательных программ созданы условия для наблюдения за состоянием здоровья обучающихся.
Обеспечено прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации на договорной основе с БУЗ ОО «Детская поликлиника №1» (Лицензия на медицинскую деятельность оформлена БУЗ ОО «Детская поликлиника №1» от «04» марта 2019г, № ЛО-57-01-001348, выдано Департаментом здравоохранения Орловской области).
В школе имеется оборудованный медицинский кабинет, медицинское обслуживание осуществляется внештатным медицинским персоналом в количестве 1 человек, в том числе:
Должность |
Профиль работы |
Количество ставок |
Характер работы (штат, договор) |
Фельдшер |
Медицинское обслуживание. Медицинская помощь |
1 |
Договор с БУЗ ОО «Детская поликлиника №1» |
Школьный медицинский работник проводил плановую и сезонную вакцинацию, в том числе против заболевания гриппом.
Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе ведется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 (ред. от 01.07.2019) "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2017 N 48372).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, организуется обучение на дому. Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
Все учебные, в том числе и специальные кабинеты, и административные кабинеты подключены к Интернету (скорость 100 Мб в секунду. Создана система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации.
МБОУ-школы №52 г.Орла имеет постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация об основных направлениях деятельности учреждения; о педагогических работниках; документах по организации образовательного процесса и др., имеется версия для слабовидящих.